Сценарий урока

Сценарий урока

«"Слово о полку Игореве" — величайший памятник древнерусской литературы»

 

1. Организационный этап

Приветственное слово учителя: «Здравствуйте! Настройтесь, пожалуйста, на урок, на продуктивную совместную работу».

 

2. Мотивационный этап, постановка проблемного вопроса урока.

Учитель: Итак, мы начинаем наш второй урок литературы в этом году. На первом уроке мы с вами говорили, что курс литературы в 9 классе называется «Шедевры русской литературы». Традиционно мы начинаем изучение литературы с самых древних текстов. Русская литература начала своё существование в XI веке. Как называлась такая литература?

Ответы учащихся: Древнерусская.

Учитель: А знаете ли вы, какое произведение является шедевром древнерусской литературы? Какой текст имеет более двухсот переводов на современный русский язык и множество переводов на иностранные языки?

Возможные ответы учащихся: высказывают предположения. Возможно, кто-то назовёт «Слово о полку Игореве», поскольку домашним заданием было прочитать перевод этого текста.

Учитель: Ну что же, тема нашего урока сегодня «"Слово о полку Игореве" как величайший памятник древнерусской литературы». Запишите её в тетради. Ребята, честно признаюсь, я всегда любила литературу, с детства многократно перечитывала Гоголя, Достоевского, могла по-настоящему восхищаться их произведениями. Но «Слово о полку Игореве» в школе мне не понравилось. Слишком сложными казались слова и выражения, герой произведения не внушал уважения. И мне бы хотелось, чтобы вы не повторяли моих ошибок. Сегодня мы попробуем увидеть, почему этот текст называют «шедевром древнерусской литературы», почему многие исследователи считают его гениальным, художественно совершенным и самым значительным из всей древнерусской литературы.

Давайте посмотрим на название. Все ли слова вам понятны? Что значит «слово»? Мы уже знакомились с этим понятием.

Возможные ответы учащихся: Слово — это жанр древнерусской литературы, который представляет собой образец торжественного красноречия.

Учитель: А «о полку»?

Возможные ответы учащихся: Полквооружённая воинская часть.

Учитель: Здесь слово «полк» используется в другом, устаревшем значении. Здесь «полк» — это военных поход. Таким образом, «Слово о полку Игореве» — это хвала походу Игоря. Но Вы все читали дома этот текст, есть ли, чем гордиться Игорю в этом походе?

Возможные ответы учащихся: Он проиграл поход, его войско было разбито, сам Игорь взят в плен.

Учитель: Действительно, это не главная мысль «Слова». Давайте попробуем разобраться, что же нам хотел передать утративший в истории своё имя древнерусский автор, «Пушкин» XII столетия, в чём смысл его творения.

Я бы хотела начать с отрывка из книги «Литературная матрица». В ней известный современный писатель Евгений Водолазкин, обладатель множества престижных премий, делится своим первым впечатлением от «Слова».

Ученик, которому заранее было дано задание подготовить выразительное чтение, читает:

«Слово о полку Игореве» я впервые прочитал лет в семь. Мой читательский опыт был к тому времени минимален (букварь, книга сказок, издание об огородных культурах), и бегство от современной словесности не было вызвано пресыщением. Мне сейчас трудно вспомнить, почему я тогда взялся за «Слово». Скорее всего, я за него взялся в буквальном смысле: стоявшее на одной из нижних полок, оно попросту находилось в пределах досягаемости. Это было знаменитое детгизовское издание «Слова», подготовленное Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым. Благодаря красному тиснёному переплёту и иллюстрациям В. А. Фаворского его можно было легко принять за сказки. Подозреваю, что именно так я и поступил.

«Слово» я читал самозабвенно. Кажется, именно этот текст впервые вывел меня за пределы настоящего времени. Внеисторическим ещё сознанием я догадывался, что так писали когда-то давно. Когда — было вроде бы не вполне понятно, но время «Слова» очевидным образом отличалось от времени сказок. Это время ощущалось не как «прошедшее», скорее, как «бывшее», в том смысле, что оно — было. Оно располагало старыми, но невыдуманными словами: немного похожими на нынешние, более, может быть, красивыми, но для повседневности — как уступившая автомобилю карета — уже непригодными. Я читал эти слова вслух, мало что понимая, но восхищаясь ими от души. С тех пор я успел повзрослеть, поступить на службу в Пушкинский Дом под начало Лихачёва и написать в Энциклопедию «Слова о полку Игореве» без малого три десятка статей. Моё отношение к этому памятнику почти не изменилось. Я испытываю те же чувства, что и сорок лет назад: восхищение и непонимание.

 

3. Изучение нового материала.

Учитель: Чем же восхищался Евгений Водолазкин? Давайте разбираться. Обратимся к тексту. И начну я с оригинала на древнерусском языке. Попробуйте понять, о чём идёт речь, уловить знакомые слова. (Учитель читает):

Не лѣпо ли ны бяшетъ, братіе, начяти старыми словесы трудныхъ повѣстій о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича?

Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню!

Боянъ бо вѣщій, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслію по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы,

помняшеть бо речь първыхъ временъ усобіцѣ. Тогда пущашеть і̃ соколовь на стадо лебедѣй, который дотечаше, та преди пѣсь пояше старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю.

Боянъ же, братіе, не і̃ соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху.

Почнемъ же, братіе, повѣсть сію отъ стараго Владимера до нынѣшняго Игоря, иже истягну умь крѣпостію своею и поостри сердца своего мужествомъ,

наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половѣцькую за землю Руськую.

Проверка читательского восприятия учащихся: не всё понятно, есть знакомые слова (называют), красиво звучит и т.п.

Учитель: А теперь давайте сравним с подстрочным переводом на современный русский язык самого известного исследователя «Слова» Д.С. Лихачёва.

(Ученик, которому заранее было дано задание подготовить выразительное чтение, читает):

Не пристало ли нам, братья,
начать старыми словами
печальные повести о походе Игоревом,
Игоря Святославича?

Пусть начнется же песнь эта
по былинам нашего времени,
а не по замышлению Бояна.

Боян же вещий,
если хотел кому песнь воспеть,
то растекался мыслию по древу,
серым волком по земле,
сизым орлом под облаками.

Вспоминал он, как говорил,
первых времен усобицы.
Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей:
какую лебедь настигали,
та первой и пела песнь –
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
что зарезал Редедю пред полками касожскими,
красному Роману Святославичу.

Боян же, братья, не десять соколов
на стадо лебедей напускал,
но свои вещие персты
на живые струны воскладал;
они же сами князьям славу рокотали.

Начнем же, братья, повесть эту
от старого Владимира до нынешнего Игоря,
который скрепил ум силою своею
и поострил сердце свое мужеством;

исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки

на землю Половецкую

за землю Русскую.

Учитель: А теперь посмотрим на тот перевод, который дан в нашем учебнике. На что вы сразу обратили внимание, не читая текст?

Возможные ответы учащихся: Он стихотворный. Есть даже переводы «Слова» в стихах.

Учитель: Да, и не просто «даже» есть, а большая часть переводов «Слова» в стихах. Как вы думаете, почему? Вспомните, к какому жанру относится текст.

Возможные ответы учащихся: К жанру слова. Торжественную речь лучше передают стихи, чем проза.

Учитель: Всё верно. Давайте послушаем актёрское чтение этого же отрывка из перевода Н.А. Заболоцкого. (Учитель включает запись с диска «Фонохрестоматия к учебнику Литература. 9 класс» (тот же отрывок)).

Учитель: В Древней Руси XII века не знали различий между прозой и стихами. Одни тексты были предназначены для пения, а другие для произнесения. Легендарный Боян, которого упоминает летописец в начале «Слова», свои произведения пел. И если приглядеться, текст самого «Слова» ритмичен, словно предназначен для пения.

Какие вы видите в этом отрывке средства художественной выразительности (текст у детей в учебнике)?

Возможные ответы учащихся: «Серым волком по полю кружил, / Как орёл, под облаком парил» — здесь сравнения и метафоры. «И на стадо лебедей чуть свет /
Выпускал он соколов десяток» — развёрнутая метафора.

Учитель: Вот уже мы видим, сколь изящные сравнения и метафоры использует автор. Переводчик не сам их создал, они есть в оригинале. Ничего подобного мы не найдём в текстах той эпохи. В самом языке «Слова» — одна из составляющих величия этого текста.

 

4. Работа со статьёй в учебнике.

Учитель: Давайте узнаем, как до нас дошёл столь древний текст. Откройте в учебнике статью «Из истории рукописи», найдите и запишите ответы на следующие вопросы (вопросы на доске):

1. Кто был участником исторического похода?

2. Когда состоялся этот поход?

3. Когда было написано «Слово о полку Игореве»?

4. Когда и кем оно было открыто?

5. Когда оно было впервые опубликовано?

6. Что произошло с единственным старым списком рукописи?

7. Кто занимался исследованием текста?

(Проверка ответов)

Возможные ответы учащихся:

1. Участники похода: северский князь Игорь Святославович, его брат Всеволод из Трубичевска, сын Владимир из Путивля, племянник Святослав Ольгович из Рыльска.

2. Поход состоялся в начале мая 1185 г.

3. «Слово о полку Игореве» было написано вскоре после похода.

4. «Слово» было открыто в конце XVIII века А.И. Мусиным-Пушкиным (ученикам может быть непонятно, как происходил процесс «открытия» текста, тогда при проверке ответов учитель это прокомментирует).

5. Впервые было опубликовано в 1800 г.

6. В 1812 году во время нашествия Наполеона сгорела московская библиотека, в ней сгорел единственный старый список «Слова» (здесь при проверке стоит прокомментировать понятие «список»).

7. Исследованиями текста занимались: Н. Тихонравов, А. Потебня, В. Перетц, В. Ржига, Н. Гудзий, С. Лихачёв.

Учитель: Посмотрите, одному из вас я дала задание найти в библиотеке книги о «Слове», они представлены в кабинете. И это только малая часть. (Выставку подготовил заранее ученик, учитель обращает внимание на самые известные исследования из тех, что будут представлены в кабинете). Если читать эти книги вам кажется не очень интересным, могу порекомендовать посмотреть видео-лекцию на ютубе Андрея Зализняка «Читаем "Слово о полку Игореве"». В ней он очень подробно опровергает все версии о «поддельности» текста.

 

5. Реализация домашнего задания.

Сообщение заранее подготовленного ученика об исторической основе «Слова»:

В начале 1180-х годов князь Святослав Киевский отбросил объединёнными усилиями половцев. В 1185 г., не предупредив киевского князя Святослава и других князей, отправился в половецкую степь князь Новгорода-Северского Игорь Святославич вместе со своим сыном, братом и племянником. Они выступили в поход 23 апреля, а 1 мая в пути их застало солнечное затмение, но несмотря на грозное знамение Игорь не повернул назад своё войско. В первом столкновении с половцами Игорь одерживает победу, но во второй битве он терпит поражение, князей берут в плен — впервые за многие годы. Одержав победу над Игорем, половцы устремляются на Русскую землю, они осаждаю Переславль, захватывают Римов, сжигают укрепления у Путивля. Незадолго до возвращения половцев Игорю удаётся бежать из плена.

Учитель: Современники по-разному оценивали события 1185 г., мы узнаём об этом из двух древних летописей: Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянными и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В «Летописной повести», которая читается в Ипатьевской летописи, нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие, не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междоусобных войнах и причинил много страданий Русской земле.

Учитель: Я просила Вас подготовиться к сегодняшнему уроку, прочитать текст и составить его план, выписать элементы композиции. А один из вас готовил план «Ипатьевской летописи», которая повествует о тех же событиях. Давайте запишем его. (Диктует заранее подготовленный ученик):

Композиция похода князя Игоря в «Ипатьевской летописи».

  1. Выступление в поход Игоря

  2. Солнечное затмение

  3. Присоединение к войску бур-тур Всеволода

  4. Первое удачное столкновение с половцами

  5. Неудачи второго боя

  6. Ранение и пленение Игоря

  7. Набеги половцев на Русь

  8. Побег Игоря из плена

Учитель: А теперь проверим, что получилось у остальных.

Композиция похода князя Игоря в «Слове о полку Игореве»: (проверка домашнего задания, внесение изменений в работы)

  1. Вступление

  2. Сборы в поход, солнечное затмение

  3. Первый бой

  4. Сон

  5. Второй бой

  6. История сражений с половцами

  7. Поражение войска Игоря

  8. Лирическое отступление о междоусобицах

  9. Сон Святослава, «Золотое слово» Святослава

  10. Обращение Автора к русским князьям

  11. Плач Ярославны

  12. Возвращение Игоря из плена

  13. Приветственная встреча Игоря

Учитель: Молодцы! Давайте посмотрим, противоречат ли два текста друг другу?

Возможные ответы учащихся: Нет, оба текста рассказывают одну и ту же историю.

Учитель: А чем же эти тексты отличаются?

Возможные ответы учащихся: В «Слове» есть сон Игоря, лирические отступления, сон Святослава, «Золотое слово» Святослава, обращение автора, плач Ярославны.

Учитель: Характерны ли такие отступления от основного повествования для исторических текстов, тем более древнерусских?

Возможные ответы учащихся: Нет, не характерны.

Учитель: Где же мы можем видеть их?

Возможные ответы учащихся: В художественной литературе.

Учитель: Конечно, «Слово о полку Игореве» — текст художественный, хоть и на исторический сюжет. Мы видели это на уровне языка, теперь мы отметили это и на уровне композиции. Автор не просто показывает события, он изображает чувства героев, их сны.

Знаете ли вы, что такое point of view или ПОВ? Этот приём считается достижением литературы XX века.

Возможные ответы учащихся: ПОВ (POV) — аббревиатура от англ. point of view («точка зрения»). Под ПОВ-персонажем или просто ПОВом подразумевается «главный» персонаж той или иной главы, глазами которого читатель «смотрит» на происходящие события. Этот приём использует Джордж Мартин в цикле «Песнь льда и пламени» (начитанным ученикам хорошо знаком этот текст и термин «ПОВ», они смогут его прокомментировать).

Учитель: Конечно, не в полном смысле этого термина, но мы можем выделить таких ПОВов и в «Слове». Автор показывает не просто события, но и внутренний мир героев. Кто же они?

Возможные ответы учащихся: Игорь, Святослав и Ярославна.

Учитель: Посмотрите, на мой взгляд, просто удивительное достижение для древнерусской литературы. Мы не случайно сравнили этот текст с Ипатьевской летописью. Вообще, чтобы понять величие «Слова», надо быть хорошо знакомым с другими древнерусскими текстами. На их фоне становится очевидным превосходство этого теста над другими произведениями той эпохи. В последующие пять столетий не было написано ничего равного «Слову».

Для чего же автор включает в свой текст не связанные с сюжетом части?

Возможные ответы учащихся: автор показывает боль русской женщины от утраты любимого; в некоторых частях он высказывает свою точку зрения (обращение автора и «Золотое слово» Святослава»).

 

6. Завершающая дискуссия.

Учитель: В чём же точка зрения автора? Какую идею он выражает?

Возможные ответы учащихся: показывает, к чему приводит честолюбие и гордыня, показывает вред междоусобиц, призывает князей к единению.

Учитель: В чём вы видите идеал автора?

Возможные ответы учащихся: (с помощью учителя): Идеал автора — могущество Русской земли, единство князей.

Учитель: Как называется любовь к Родине?

Возможные ответы учащихся: Патриотизм.

Учитель: Да, патриотизм. Однако в XII веке такого понятия не существовало. Советский писатель В.А. Чивилихин в своей книге «Память» пишет: «Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше, чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, еще в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и попросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм “Слова о полку Игореве”! Это двенадцатый век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине четырнадцатого века...»

Посмотрите, и на уровне идей безвестный автор «Слова» на много веков опередил время.

7. Подведение итогов урока.

Учитель: Ну что же, наш урок подходит к концу. Смогли ли мы разобраться, почему «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы? Почему же?

Возможные ответы учащихся: Автор использовал выразительные средства языка, необычную для того времени композицию произведения, оригинальные точки повествования, первым высказал идею патриотизма.

Учитель: Да, но это далеко не полный перечень достижений «Слова». Чтобы досконально разобраться в этом тексте, ему нужно посвятить всю жизнь.

8. Сообщение домашнего задания. Выучите, пожалуйста, отрывок из перевода «Слова о полку Игореве», который вам больше понравился. На следующем уроке мы начнём с того, что я прочитаю Вам свой любимый отрывок, который выучила ещё в школе, но по-настоящему полюбить смогла только взрослой.

 

 

 

 

Список литературы

1. Коровина В.Я. и др. Литература 9 класс В 2-х частях. Ч.1,2. Учебник. (Комплект с фонохрестоматией на CD). – М., 2013.

2. Литературная матрица: Внеклассное чтение. – СПб., 2014.

3. Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 9 класс. – М., 2014

4. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М., 2016.

5. Литература. Русская классика. 9 кл.: Учебник-практикум для общеобразоват. учреждений / Под ред. Г.И. Беленького. – М., 2001.