Опасности Интернета для школьников

Жизнь современного школьника нельзя представить без гаджетов. В первую очередь, без смартфона и компьютера. И главное их достоинство — доступ в Интернет, в мир безграничных возможностей. С помощью этой сети нам доступны чуть ли ни все знания мира. Конечно, Интернет — это великое благо: это доступ к любой музыке, ко всем фильмам, книгам прямо из дома. Современный учитель и ученик ежедневно пользуются этими благами цивилизации при подготовке к урокам, для общения, все мы привыкли к электронным журналам и дневникам.

Но Интернет — это целый мир. И подобно миру реальному, он таит в себе множество опасностей. Родители зачастую недооценивают опасность, когда предоставляют ребёнку неограниченный и бесконтрольный доступ в сеть. К сожалению, если ребёнок находится в своей комнате, это не значит, что ему не угрожает опасность.

В этой статье я бы хотела представить лишь некоторые аспекты, на которые стоит обращать внимание родителям и учителям. Классным руководителям необходимо больше уделять времени на родительских собраниях не только безопасности на дорогах, в школе, но и безопасности в Интернете.

Выходя в Интернет, ребёнок попадает в мир взрослых, среди которых есть как учителя, родители, так и мошенники, преступники, даже просто психически больные.

Мошенничество — одна из распространённых проблем Интернета, в ловушки онлайн-воров попадают и взрослые. Имея доступ к банковской карте родителей, ребёнок может в лучшем случае накупить себе игрушек, в худшем — просто перевести деньги мошенникам. Чтобы этого не произошло, школьникам даже самых младших классов нужно объяснять, какие формы имеет киберпреступность.

Многие любят Интернет за возможность быть анонимным, казаться тем, кем не являешься. Это делают и сами школьники, и те, с кем они общаются. Существует множество анонимных чатов, сайтов, на которых люди могут не ограничивать себя никакими нормами морали и нравственности. Ребёнок может столкнуться, например, со взрослым мужчиной, выдающим себя за одиннадцатилетнюю девочку, или с «куратором», который будет манипулировать ребёнком. Здесь очень важно внушать школьнику мысль, что желание быть анонимным — это желание избежать ответственности за свои поступки, плохие в первую очередь. И люди, которые скрываются за вымышленными никами, не заслуживают внимания. Часто ребёнок ищет общения в сети, потому что не находит его в реальной жизни. Это задача родителей — общаться с детьми и создавать ситуации общения со сверстниками. Задача классного руководителя — научить ребят получать удовольствие от совместного времяпрепровождения со сверстниками в реальном мире, не искать виртуальных друзей. Для любого человека норма — общаться в сети только с теми, кто представляет реальную личность.

Пользуясь возможностями анонимности, свои желания воплощают в жизнь люди с разными отклонениями в психике. Они ищут страницы детей в социальных сетях, вступают в переписку, выпрашивают интимные фотографии и даже назначают встречи с детьми под предлогом дорогих подарков. Очевидно, что закончиться это ничем хорошим не может. Важно объяснять ребёнку, чтобы на его страницах в соцсетях не было слишком подробной личной информации: телефона, домашнего адреса, места учёбы. Пользуясь такими данными, преступник легко может выследить школьника по дороге домой. Также нужно отключить на телефоне ребёнка автоматическое определение места нахождения, в противном случае каждое фото, загруженное в сеть, будет иметь геотег — точный адрес, где сделано фото.

Благодаря анонимности активно множатся интернет-магазины по продаже наркотиков. Школьнику сейчас гораздо легче купить наркотик, чем купить алкоголь. Реклама таких магазинов сейчас на каждом углу дома. В системе наркоторговли есть такая должность — трафаретчик или граффитчик, который разукрашивает город рекламой «спайса», «солей», «миксов». Рекламу самого крупного в России сайта по торговле наркотиками крутили на всем известном видеохостинге youtube. Современные наркоторговцы уже не выглядят, как уголовники. Наркотики давно перестали быть уделом маргиналов. Реклама внушает, что употреблять их модно, легко и безопасно. Конечно, подростку очень сложно понять реальную угрозу, когда он видит только положительные отзывы. Важно не просто вести постоянную пропаганду здорового образа жизни, важно, чтобы в семье царила атмосфера тотального неприятия ко всем вредным привычкам. Ведь курение — первый психологический барьер, переступив который, гораздо легче сделать следующий шаг. Никто не начинает наркоманию с внутривенных инъекций. Употребление наркотиков начинается с курения «лёгких» веществ, а это, в свою очередь, начинается с обычных сигарет с табаком. Родители должны обращать внимание и на программное обеспечивание компьютеров их детей. Все сайты, торгующие наркотиками, размещены в так называемом «даркнете», то есть не доступны с простых браузеров, для их посещения нужны анонимайзеры, существует специальный анонимный браузер. Всё это не нужно ребёнку на компьютере, и если это есть, то такие программы должны вызывать беспокойство у родителей.

Ещё одной опасностью является «привыкание» к насилию в Интернете. Через видеоигры, фильмы сериалы ребёнок может привыкнуть к отвратительным сценам издевательств над людьми и животными, стать чёрствым, лишится всякого сострадания к ближнему. Существует множество игр в маньяков и жертв с потрясающе реалистичной графикой. Хоть на таком контенте и стоит рейтинг «18+», достаточно нажать на одну кнопку, чтобы «подтвердить» возраст. Конечно, родители должны контролировать выбор игр, фильмов и сериалов, к которым имеет доступ ребёнок, учитывать рекомендованный возраст.

С агрессией связана и пропаганда радикальных идеологий, будь то нацизм или исламистский терроризм. Неокрепшему сознанию легко увлечься экстремисткой идеологией, если о других идеологиях с ним не говорят ни в школе, ни дома. Как известно, первая полученная информация воспринимается человекам как более верная. Столкнувшись с радикальной идеологией, ребёнок должен иметь представление о добре и зле в мировом масштабе. Это задача не только родителей, но и каждого учителя, который своим примером демонстрирует истинные ценности, такие как патриотизм, толерантность и уважение свободы других.

С экстремизмом тесно связана такая проблема последних лет как «экстремизм» в сети. Ребёнок может, не задумываясь, разместить у себя на странице какое-то изображение, которое окажется экстремистским, или репостнуть текст с экстремистскими призывами. По опыту скажу, что уголовные и административные дела в отношении школьников за картинки в Интернете — реальная практика центра по противодействию экстремизму. Существуют 282 уголовная статья, административная статья 20.3, по которым активно привлекают и школьников в том числе. Например, размещение свастики в любом контексте может быть квалифицировано как «демонстрация нацисткой атрибутики».

Отсюда вытекает проблема «ложной анонимности» в сети. Если репост сделан со страницы с вымышленным именем, это не значит, что установить реального владельца аккаунта невозможно. Полная анонимность в сети не просто невозможна, она и не нужна. Скрываться под маской Анонимуса нужно преступникам, законопослушным гражданам нечего скрывать и боятся. Это главная мысль, которую нужно донести до школьника.

Среди таких Интернет-преступников несколько лет назад широкую огласку получили люди, которые доводили детей до суицида. Россия много лет занимает лидирующие строчки в мировом рейтинге по количеству подростковых суицидов. Неудивительно, что эта тематика оказалась востребованной и в социальных сетях. Сейчас истории про синего кита и тихий дом многие скептически относят к городскому фольклору. Тем не менее, проблемы ребёнка, который стоит на грани отчаяния, никем не понятый, всеми забытый, как ему кажется, сохраняют свою актуальность. Сейчас на смену синим китам пришла Момо. Суть от этого не меняется. Ребёнку сложно справиться с переходным возрастом, ему нужно внимание и забота близких.

Важно, чтобы ребёнок находил понимание и поддержку в кругу семьи, среди одноклассников, учителей. Мы часто ругаем его за зависимость от гаджетов, не понимая, что гармонично развивающийся, успешный не только в учёбе, но и в социуме школьник не станет зависимым от игры в телефоне, анонимных чатов или наркотиков. Школьным учителям важно проводить занятия для родителей, которые в силу своего возраста недопонимают угроз, таящихся в сети. Также необходимы и занятия с детьми, на которых они бы узнали о безопасности в сети Интернет. С недавних пор ежегодно проводится урок безопасности в Интернете. Но таких уроков должно быть больше, ведь в Интернет постепенно переходят все проблемы реального мира.