Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

    Связанные образовательные события:
  • Февраль 2024 г.: школьная командная олимпиада по функциональной грамотности среди 7 и 8 классов
  • Октябрь 2023 г.: завершилась II Городская командная олимпиада по функциональной грамотности «Путь к Успеху» среди учащихся 9 классов
      Итоги:
    • 1 место - "Философы" из МОУ "Гимназия № 17", 83,58 баллов;
    • 2 место - "Лицеисты" МОУ "Лицей № 13", 82,74 баллов;
    • 3 место - "Корень из 5" от МОУ "Средняя школа № 9", 71,07 баллов.
    • Специальная номинация жюри:
      «Будущее нашей науки» - команда «Цепь», МОУ «Средняя школа № 38»;
      «Глобально компетентные девятиклассники» - команда «Последние герои», МОУ «Школа № 34»;
      «Креативные современники» - команды «УЛей», МОУ «Университетский лицей», и «Чип чип эуу», МОУ «Средняя школа № 10 имени А.С. Пушкина»;
      «Математически подкованные девятиклассники» - команда «Фортуна», МОУ «Школа № 34»;
      «Самые вдумчивые читатели» - команда «Охотники за знаниями», МОУ «Средняя школа № 43»;
      «Финансовые стратеги» – команда «ГИМНАЗИЯ 30», МОУ «Гимназия № 30».

  • Февраль-апрель 2023 г.: прошла школьная командная олимпиада по функциональной грамотности среди 7 и 8 классов:
    I место - команды 7Б и 8В классов,
    II место - 7В и 8Б классы,
    III место - 7А и 8Г классы.
  • Октябрь 2022 г.: завершилась I Городская командная олимпиада по функциональной грамотности «Путь к Успеху» среди учащихся 9 классов >>> см. итоги
    Благодарим всех участников и педагогов за плодотворную работу!
    Желаем успеха в любом деле! Всегда помним, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить!

 

В 1957 году ЮНЕСКО вводит понятье «грамотность», что определялось как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Иными словами, грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, то есть способность иметь дело с печатным словом (в более современном смысле – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами). Одновременно были введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности». Первое характеризует способность читать и писать простые сообщения, второе – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному музыкальному центру, написать исковое заявление в суд и т. д.), то есть это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

 

Компоненты функциональной грамотности:

 

1)      читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

2)      математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты;

3)      естественно-научная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;

4)      финансовая грамотность – сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений;

5)      креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения;

6)      глобальные компетенции – способность изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

 

 

Ссылки:

·         Всероссийский Марафон функциональной грамотности https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/marafonfunktsionalnoygramotnosti/

·         Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

·         Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

·         Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/

·         Банк заданий по функциональной грамотности https://media.prosv.ru/fg/

 

 

Работа гимназии по формированию и оценке функциональной грамотности:

·         План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ «Гимназия №17»: 2023/2024, 2022/2023, 2021/2022 учебный год

·         Положение о проведении школьной командной олимпиады по функциональной грамотности
( >>> архив 2021-2022 уч.г.)

·         Положение о проведении II городской командной олимпиады по функциональной грамотности "Путь к успеху" среди учащихся 9классов в 2023-2024 учебном году
( >>> архив 2022-2023 уч.г.)

 

Документы:

·         Приказ Федеральной службы в сфере по надзору в сфере образования и науки и Министерства образования РФ от 06.05.2019 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"

·         Письмо Министерства просвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

·         Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

·         Приказ от 12.11.2021 № 543 "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций Петрозаводского городского округа на 2021-2022 учебный год"

·         Приказ от 30.09.2021 № 483 "Об организации работы по внедрению в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся"

·         Приложение 1 к приказу комитета социального развития от 12.11.2021 №543

·         Приложение 2 к приказу комитета социального развития от 12.11.2021 № 543