Функциональная грамотность

Функциональная грамотность


 

В 1957 году ЮНЕСКО вводит понятье «грамотность», что определялось как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Иными словами, грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, то есть способность иметь дело с печатным словом (в более современном смысле – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами). Одновременно были введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности». Первое характеризует способность читать и писать простые сообщения, второе – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному музыкальному центру, написать исковое заявление в суд и т. д.), то есть это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

 

Компоненты функциональной грамотности:

 

1)      читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

2)      математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты;

3)      естественно-научная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой;

4)      финансовая грамотность – сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений;

5)      креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения;

6)      глобальные компетенции – способность изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

 

 

Ссылки:

·         Всероссийский Марафон функциональной грамотности https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/marafonfunktsionalnoygramotnosti/

·         Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

·         Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

·         Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/

·         Банк заданий по функциональной грамотности https://media.prosv.ru/fg/

 

 

Работа гимназии по формированию и оценке функциональной грамотности:

·         План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ «Гимназия №17»: 2025/26, 2024/25, 2023/24, 2022/23, 2021/22 учебный год

·         Положение о проведении школьной командной олимпиады по функциональной грамотности
( >>> архив 2021-2022 уч.г.)

·         Положение о проведении II городской командной олимпиады по функциональной грамотности "Путь к успеху" среди учащихся 9классов в 2023-2024 учебном году
( >>> архив 2022-2023 уч.г.)

 

Документы:

·         Приказ Федеральной службы в сфере по надзору в сфере образования и науки и Министерства образования РФ от 06.05.2019 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"

·         Письмо Министерства просвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

·         Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

·         Приказ от 12.11.2021 № 543 "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций Петрозаводского городского округа на 2021-2022 учебный год"

·         Приказ от 30.09.2021 № 483 "Об организации работы по внедрению в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся"

·         Приложение 1 к приказу комитета социального развития от 12.11.2021 №543

·         Приложение 2 к приказу комитета социального развития от 12.11.2021 № 543