Функциональная грамотность
|
В 1957 году ЮНЕСКО вводит понятье «грамотность», что определялось как
совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Иными словами, грамотность – это определенный уровень
владения навыками чтения и письма, то есть способность иметь дело с печатным словом (в более современном смысле – это навыки чтения, письма, счета и
работы с документами). Одновременно были введены понятия «минимальной грамотности» и «функциональной грамотности». Первое характеризует способность читать и писать простые сообщения, второе – способность использовать навыки чтения и письма в
условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному музыкальному центру, написать исковое заявление в суд
и т. д.), то есть это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для
решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Компоненты функциональной грамотности: 1) читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о
них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; 2) математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические
понятия и инструменты; 3) естественно-научная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; 4) финансовая грамотность – сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных
с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека,
которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений; 5) креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и
совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения; 6) глобальные компетенции – способность изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и
мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также
действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. Ссылки: · Всероссийский Марафон функциональной грамотности https://apkpro.ru/deyatelnostakademii/marafonfunktsionalnoygramotnosti/ ·
Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Банк заданий для формирования и оценки
функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ ·
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti ·
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/ ·
Банк заданий по функциональной грамотности https://media.prosv.ru/fg/ |
|
|
Работа гимназии по формированию и оценке функциональной грамотности: ·
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МОУ «Гимназия №17»:
2024/2025,
2023/2024,
2022/2023,
2021/2022 учебный год ·
Положение о проведении школьной командной олимпиады по функциональной грамотности ·
Положение о проведении II городской командной олимпиады по функциональной грамотности "Путь к успеху" среди учащихся 9классов в 2023-2024 учебном году
|
||
Документы: ·
Приказ Федеральной службы в сфере по надзору в сфере образования и науки и Министерства образования РФ от
06.05.2019 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований
качества подготовки обучающихся" ·
Письмо Министерства просвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» ·
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» ·
Приказ от 12.11.2021 № 543 "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций
Петрозаводского городского округа на 2021-2022 учебный год" ·
Приказ от 30.09.2021 № 483 "Об организации работы по внедрению в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности обучающихся" ·
Приложение 1 к приказу комитета социального развития от 12.11.2021 №543 ·
Приложение 2 к приказу комитета социального развития от 12.11.2021 № 543 |