Ссылка https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50281814&pff=1

Борзова Елена Васильевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры английского языка, ФГБУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск (borzovaelena40@gmail.com)

Гусарова Александра Андреевна, магистрантка 115-ЗМ группы института иностранных языков ФГБУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск (alexandra.shleeva@yandex.ru)

 

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

SOCIO-CULTURAL POTENTIAL OF FOREIGN LANGUAGE SCHOOL TEACHING AND LEARNING

    В статье предлагается анализ социо-культурного потенциала иноязычного образования в школе. Авторы конкретизируют составляющие содержания иноязычного образования, которые значимы для становление личностной культуры обучающихся. Данная культура базируется на личном опыте обучающихся, который они приобретают при изучении предмета. Он включает соответствующие знания языка и культуры, способности качественно выполнять интеллектуальные и коммуникативные действия, а также соответствующие ценности, которые побуждают действия обучающихся.

   The article is devoted to analyzing the socio-cultural potential of school foreign language education. The authors identify the components of foreign language educational content that can contribute to shaping student personal culture. This culture is based on their experiences that they acquire while learning the subject. It embraces related knowledge of the language and specific culture; abilities to effectively perform both intellectual and communicative activities, as well as relative values that underlie student performance.

   Ключевые слова: иноязычное образование в школе, потенциал, культура личности, личностный опыт.

  Key words: school foreign language education, educational potential, personal culture, personal experiences.

Целью данной статьи является анализ содержания иноязычного образования в школе с позиций социокультурного подхода и определения потенциала предмета относительно его воздействия на становление компонентов культуры личности обучающегося.

Ключевым понятием исследования выступает понятие «культура», которое рассматривается как «все то, что создано руками и мыслью человека» [5]. Как отмечает В.Т. Кудрявцев, опираясь на исследования Э.В. Ильенкова и В.В. Давыдова, «личность – это субъект творения новых форм «большой» (всечеловеческой, общественной и т.д.) и «малой» (ограниченной пространством непосредственных межличностных отношений) культуры» [4,с.94]. В контексте иноязычного образования культура выступает и как его содержание, и как особая среда воздействий на обучающегося средствами предмета «иностранный язык», с одной стороны, а, с другой стороны, как получаемые результаты, «наработанные» каждым обучающимся, т.е. личностная культура, которая целенаправленно культивируется в образовательной деятельности и усилиями учителя, и усилиями самого обучающегося, его действиями и мыслями.

«Национальная культура», согласно словарю Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина [1,с.158], – это исторически складывающееся мировоззрение народа, реализуемое в традициях, национальных реликвиях и получающее свое отражение в языке. Язык представляет собой один из главных компонентов национальной культуры, который актуализирует функцию связи между поколениями, отдельными людьми и народами. Посредством языка фиксируется, передается и присваивается накопленный народом опыт, конструируется картина мира (А.А. Леонтьев), происходит взаимодействие и социализация людей. Очевидно, что язык служит интересам общества и интересам личности, обеспечивая ее существование в мире людей. Овладение иностранным языком неизбежно предполагает обогащение культурного пространства человека за счет включения обучающегося в  диалог/полилог культур разного уровня а) культуры народа-носителя ИЯ и родной культуры, б) культур взаимодействующих личностей/субъектов, в) уже «вызревшей» культуры самого обучающегося субъекта и осваиваемой им культуры на данном отрезке образовательного процесса [2]. Многообразие языковых форм, категорий, культурных явлений активизирует широкий спектр универсальных психических функций, обслуживающих действия обучающегося. Овладение иностранным языком  побуждает к сопоставлению иноязычных форм и социокультурных фактов о народе – его носителе с теми, которые уже освоены в родном языке и культуре, к углубленному пониманию их характеристик, выделению общего и особенного. Познание культурных явлений и активная деятельность с ними запускают механизмы воздействия на личность обучающегося, на его сознание, эмоции, на его поступки и весь личностный опыт. При этом «опытом становятся только прожитые, пережитые, принятые и осмысленные (отрефлексированные) на личностном уровне практические ситуации действия» [3,с.161].

Исходя из сказанного выше, можно выделить ряд социокультурных составляющих содержания иноязычного образования.

Во-первых, изучение иностранных языков способствует осознанию национальной и общечеловеческой культуры, накоплению знаний об особенностях языка и культуры носителей изучаемого языка. Эти знания являются результатом сопоставления сходных и несовпадающих явлений в двух языках и культурах. Они становятся основой эрудированности школьника в разных областях и способствуют развитию его лингвистического мышления.

Во-вторых, изучение иностранных языков способствует овладению культурой интеллектуальной и информационной деятельности. Это происходит при освоении различных стратегий работы с социокультурной информацией и ее переработки. Целенаправленный поиск необходимых данных, их понимание, анализ, выявление связей, обоснование, обобщение и т.п. требуют применения стратегий логического, критического, дивергентного мышления. При этом источниками информации могут выступать и традиционные, и электронные ресурсы, свой накопленный опыт и опыт других людей.

В-третьих, изучение иностранных языков способствует становлению коммуникативной культуры обучающихся в ходе устного и письменного общения в бытовой, досуговой, учебной, научно-познавательной, профессиональной сферах деятельности. Овладение способностью к межличностной и межкультурной коммуникации, т. е. адекватному взаимодействию и взаимопониманию участников общения в разнообразных ситуациях с различными целями значимо для достижения всех результатов иноязычного образования (предметных, метапредметных и личностных).

В-четвертых, изучение иностранных языков способствует становлению значимых для общества ценностей обучающихся (витальных, социальных, моральных, эстетических), определяющих нормы поведения и отношения к природе и социуму. Культурные ценности являются ядром культуры народа, общества и человека.

Таким образом, дисциплина «иностранный язык» обладает существенным потенциалом для побуждения школьника создавать свой личностный культурный опыт, в котором аккумулируются приобретаемые знания, навыки и умения выполнения различных действий (предметных и универсальных), ценности, побуждающие его к активности. Очевидно, что становление личностной культуры обучающегося – это и воспитание, то есть понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Это и его развитие. Впитывать культуру народа, общества — значит конструировать свою культуру, развиваться. Это и его обучение конкретной дисциплине, в нашем случае иностранному языку, когда в полной мере реализуется потенциал предмета для достижения интегративных целей образования. В рамках обновленного ФГОС 2021 вводится такое понятие, как «функциональная грамотность», которое предполагает овладение учащимися жизненно важными навыками и умениями для функционирования в современном обществе [6]. Это предполагает становление школьника как функционально грамотного чтеца, слушателя, пользователя ИКТ, партнера по общению в том числе посредством изучаемого языка. Именно функциональная грамотность становится фундаментом личностной культуры обучающегося. Усваивая знания о своей стране, о культуре стран изучаемого языка и об иностранном языке, регулярно практикуясь в интеллектуальной и коммуникативной видах деятельности, обучающийся вовлекается в полилог национальных и личностных культур, что позволяет повысить эффективность иноязычного образования.

Ссылки на источники

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР, 2009. — 448 с.
  2. Борзова Е.В. Различия материалов и заданий у разных учащихся как стимул для взаимодействия на уроке иностранного языка. Иностранные языки в школе. 2017, №9, с. 11-17.
  3. Крылова Н.Б. Культурный опыт школьников – основа организации образования.  // Народное образование. - 2010. – №9.- С.158-163.
  4. Кудрявцев В.Т. Предпосылки личностного роста в развивающем образовании. // Журнал практического психолога. – 2011. - №1 (январь-февраль). - С.92-113.
  5. Л.В. Тодоров Понятие культуры и построение теории содержания образования //Педагогика. – 1999. - №8. – С.3-11.
  6. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/#1000. (Дата обращения 8.12.2022).